Станислав Бурлачков и его Дом

Бывший директор ДК на Скобянке рассказывает

В первый раз Станислав Бурлачков круто сменил направление деятельности в 31 год — из оборонки перешёл в культуру. Затем в 46 лет, не испугавшись перемен, начал с нуля в новом городе. И в третий раз, уже на пенсии, вернулся работать в Сергиев Посад.

Трибуна президента

Он был ведущим инженером в отделе главного технолога на ЗЭМЗе, а потом стал директором заводского Дома культуры имени 50­-летия Октября. Оттуда ушёл в шоу­-бизнес — дослужился до руководящего поста в большом московском агентстве, которое организует концерты мировых рок­звёзд, фестивали военных оркестров со всего света и инаугурации президентов России.

Работа в шоу-­бизнесе, по словам Станислава Бурлачкова, может быть разной и не бывает скучной. Сергиевопосадцу доводилось и руководить группой техников, монтирующих трибуны перед концертом Пола Маккартни, и примерять высоту трибуны, на которой через несколько дней принёс присягу Владимир Путин — потому что с президентом они примерно одного роста. Что чувствовал наш герой, когда прикладывал руку к той самой Конституции? Какого­то особого трепета, говорит, не было — ответственный, но всё же рабочий момент.

С 2015 года Станислав Бурлачков работает заместителем директора в том же Доме культуры, который к моменту его возвращения в Сергиев Посад стал называться ОДЦ «Октябрь».

«Всё, ребята, до свидания»

В том, что перемен не стоит бояться, наш собеседник убедился на собственном опыте. «Если хочешь что­то менять, запрограммируй в себе это», — говорит он, словно перенимая лексикон сына­программиста.

Он ведь и ушёл­-то в шоу­бизнес именно из­-за сына. Вернее, из-­за его стипендии: зарплата папы-­директора Дома культуры в девяностые еле дотягивала до половины студенческих выплат Бурлачкова-­младшего.

Но не только в деньгах было дело. «Готовься к переменам и иди туда, где чувствуешь, что можешь что­то сделать не только для заработка, но принести кому­-то радость», — считал он тогда, считает так и теперь.

Решился бы он на этот поступок, если бы не финансовый обвал? Вряд ли. Скобянка 1980-­х, где он работал, представляла собой почти самодостаточный мир: люди получали зарплаты, порой неплохие, строилось жильё, работали свои больница, спортивный зал, библио­тека… Казалось, так будет всегда.

На пике славы

В орбите ЗЭМЗа, гиганта оборонки, находилось место и культурным центрам. Художественная самодеятельность тех лет была совсем не той, что мы видим сегодня. Сейчас основную аудиторию Домов или Дворцов культуры составляют дети, а в 1970­80­х — взрослые, которые после работы приходили заниматься в ДК — петь, танцевать, не только развлекаться, но и узнавать что­то новое.

Гремела цирковая студия Скобянки, которая на пике популярности давала платные (!) представления в цирке на Цветном бульваре.

Городские джазовые фестивали, ещё до Перестройки, проходили тоже здесь. Это был первый ДК, кому позволялись такие вольности — джазмены всю ночь могли играть, общаться и вообще хорошо и весело проводить время.

В Доме культуры устраивали дискотеки, на которые можно было попасть только по билетам: сначала ты прослушиваешь рассказ об Элвисе Пресли, а потом танцуешь под его песни, которые с гибкой пластинки из журнала «Кругозор» прокрутит ди­джей — такой же, как ты, инженер советского оборонного предприятия. «Мы делали это не ради денег и не по указке сверху. Всё что сверху заказано — бесполезно. Мы делали это для себя», — рассказывает Станислав Бурлачков.

Некоторые случаи он вспоминает с улыбкой. Например, как­то раз артисты­фокусники со Скобянки приехали в подшефный колхоз. Привезли чудо­машинку, которая любую бумажку якобы превращает в купюру (при условии, что её предварительно этими купюрами зарядить, о чём зрителям, само собой, не рассказывали). Не сошли ещё артисты со сцены, как по колхозу уже плыли слухи: приехали какие­то типы со станком, деньги печатают… Бедная перепуганная продавщица в местном магазине отказывалась «циркачам» что­либо продавать — мол, всё я про вас и вашу машинку знаю.

Прибыль «Интердевочки»

Но если бы такая денежная машинка существовала, вряд ли бы у ДК была необходимость открывать видеосалон или сдавать в аренду подвальное помещение кафе, где в 1990-­е случился поджог. В огне погибла женщина, сотрудница кафе.

«Я вынужден был сдать в аренду помещение, чтобы хоть как­то заработать на зарплату сотрудникам», — рассказывает Станислав Бурлачков, переживавший со своим Домом культуры взлёты и падения.

В конце 1990-­х в ДК показали последний советский кинофильм на большом экране. Жанр был уже на излёте: сеть кинопроката распалась, у людей появились домашние видеомагнитофоны, но один только показ скандальной «Интердевочки», тем не менее, принёс сумму, равную месячному сбору с обычных фильмов.

Официально взять ленту в прокат в нашем районе не удалось никому, кроме кинотеатра «Мир», и то на один день. И тогда директора договорились сделать по­-хитрому. Одну и ту же картину показывают почти параллельно на двух площадках: сначала крутят первую половину с одной части ленты в кинотеатре, затем быстро перевозят её на машине на площадку в ДК, потом обратно, и по новой. Таким образом за один вечер удалось прокрутить три сеанса, весьма прибыльных.

…Это было и мрачное, и весёлое, свободное и опасное время одновременно. Сегодня каждый день Станислав Бурлачков поднимается по торжественным каменным ступеням лестницы Дома культуры на Скобянке — и это едва ли единственные детали интерьера, которые остались от прежнего ДК не в памяти и не на чёрно­белых фото.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова
и из архивов
Юлии Бушуевой и ОДЦ «Октябрь»

Газета «Вперед»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.